В четверг было принято ключевое решение для мирового бокса. Международный олимпийский комитет (МОК) постановил не возвращать признание Международной ассоциации бокса (IBA), которую возглавляет россиянин Умар Кремлев. Теперь уже окончательно - отбор на Олимпиаду-2024 и соревнования боксеров в Париже пройдут не под эгидой IBA, а под управлением либо специальной комиссии МОК, либо какой-то иной боксерской организации. Кроме того, выдана рекомендация отстранить IBA и от боксерского турнира Олимпиады-2028.
Вердикт МОК основан на рекомендации исполкома организации от 7 июня. Тогда говорилось о том, что ассоциация не выполнила условия МОК, выдвинутые в декабре 2021 года.
«
"У нас нет проблем с боксом как видом спорта и с боксерами, - заявил президент МОК Томас Бах. - Мы поддерживаем бокс как один из ведущих видов спорта в мире. Во всех странах мира бокс играет важную социальную роль. Если бы у нас были проблемы с боксерами, то мы не проводили бы соревнования (на Играх) в Токио, потому что IBA уже была отстранена. К сожалению, у нас есть серьезные проблемы с IBA из-за его руководства. Верим, что боксеры заслуживают соревноваться под эгидой федерации, которая проповедует принципы честности и прозрачности".
Итоги голосования были неутешительны для IBA - 69 голосов за предложение МОК, 1 против, 10 человек воздержались.
Независимым курсом
Кремлева в 2017 году избрали генеральным секретарем Федерации бокса России, и за короткий срок он ярко заявил о себе в мире бокса. В 2019 году Россия на высоком уровне провела сразу два чемпионата мира - мужской в Екатеринбурге и женский в Улан-Удэ, а национальная федерация показала себя как надежный и уверенный в своих силах партнер. В декабре 2020 года Кремлев был избран президентом Международной ассоциации бокса.
Бокс. Чемпионат мира. Мужчины. Двенадцатый день
МОК в феврале 2022 года, после начала СВО, рекомендовал международным федерациям отстранить российских и белорусских спортсменов от участия в международных стартах. Почти все организации последовали указке МОК, в том числе IBA. Но спустя полгода все федерации продолжали плыть по акватории Баха, а IBA взбунтовалась. В октябре Международная ассоциация бокса разрешила россиянам и белорусам выступать под национальным флагом.
В марте россиянки завоевали одно золото, одно серебро и одну бронзу на мировом первенстве, а в мае мужчины выиграли две золотые и четыре бронзовые медали чемпионата мира. Бокс - единственный вид спорта, в котором российские атлеты выступали под своим флагом.
Линия раздора
Подобная независимость не входила в планы МОК, привыкшего к тому, что все федерации привычно берут под козырек. Тем более что у организации уже не первый год были определенные претензии к IBA. Федерация лишена признания МОК с 2019 года, а турнир на Играх в Токио проходил под руководством специальной комиссии.
Кроме того, по информации ведомства Баха, спонсором IBA продолжает оставаться "Газпром" - вопреки последним рекомендациям МОК, вводящим запрет на финансирование спорта со стороны российских госкомпаний.
Но в большей степени, видимо, руководство МОК не устраивала фигура Кремлева. Амбициозный, независимый, неуправляемый человек. А самое противное - русский. Мина замедленного действия когда-то должна была сработать.
Сжигая мосты
Руководство IBA понимало, чего ожидать от сессии МОК. И первым нанесло удар.
Кремлев за неделю до саммита заявил: "Члены МОК находятся на грани совершения серьезной исторической ошибки для олимпийского движения. Несмотря на трудности, с которыми мы сталкиваемся, я хочу заверить вас, что IBA останется независимой и твердой в соблюдении правила 25 Олимпийской хартии, которое гарантирует автономию и независимость каждой международной федерации в управлении своим видом спорта. Мы не допустим, чтобы наша независимость была скомпрометирована, мы не допустим разделения внутри нашей организации".
Глава IBA также отметил, что у него нет сложностей с МОК или олимпийским движением, но есть проблемы с некоторыми личностями, которые "пытаются разрушить бокс в погоне за личной выгодой и прячутся под костюмами и галстуками в своих воображаемых карманных корпорациях".
МОК во вторник ответил жестко. "Исполком МОК осуждает агрессивные и угрожающие высказывания президента IBA Умара Кремлева в адрес ряда лиц из МОК. Разжигание ненависти и уничижительные высказывания в адрес лиц, работающих в МОК, которые выполняют свои профессиональные обязанности, а также в адрес МОК как организации просто недопустимы", - говорилось в заявлении.
После таких реверансов рассчитывать на какой-либо компромисс было бессмысленно. Генеральный директор МОК Кристоф Де Кеппер был безжалостен.
«
"Мы давали IBA время, чтобы они исправили свои ошибки и могли соответствовать предъявляемым требованиям. Это касается прозрачности и доверия, но это не было выполнено, - подчеркнул представитель МОК. - Некоторые шаги были сделаны в правильную сторону, но глобально в IBA все равно не смогли соответствовать нашим указаниям. В первую очередь это касается руководства и финансовой деятельности IBA. Исходя из бюджета на этот год и на следующий, мы увидели, что их деньги по-прежнему поступают от "Газпрома", что не соответствует новым рекомендациям МОК".
«
"IBA продемонстрировала полное неуважение принципов международного спорта в преддверии Олимпиады-2024. Они показали непонимание того, что мы хотим от них увидеть. Чтобы защитить интересы спорта, мы решили дать IBA второй шанс в 2019 году. IBA тем не менее не выполнила наши требования. Спустя годы они практически ничего не сделали, чтобы изменить ситуацию. В итоге мы пришли к мнению, что IBA не должна организовывать турнир по боксу на Олимпиаде в Париже", - заключил Де Кеппер.
Что дальше?
В данной ситуации у МОК два пути проведения квалификации к Играм и турнира в Париже. Первый: апробированный - доверить все специальной комиссии МОК, как на Играх в Токио. Второй: сделать ставку на созданную в апреле новую организацию - World Boxing. О ее учреждении заявили национальные федерации Великобритании и США, а желание присоединиться высказали Германия, Нидерланды, Филиппины и Швеция. Но организация делает лишь первые шаги, есть ряд важных процедурных вопросов, которые займут определенное время. А до Игр в Париже чуть больше года.
Поэтому первый вариант выглядит более реальным и тактически верным. А второй с учетом политической ситуации - потенциальным и стратегическим. Не эту ли организацию имел в виду Бах, говоря о "честности" и "прозрачности"?
Однако есть один важный нюанс. Кремлев умеет держать удар, и IBA наверняка не сдастся без боя. Но равны ли силы?