https://rsport.ria.ru/20220720/zinina-1803341342.html
Слезы Тарасовой, восхищение Марком: интервью фигуристки, изгнанной Плющенко
Слезы Тарасовой, восхищение Марком: интервью фигуристки, изгнанной Плющенко - РИА Новости Спорт, 20.07.2022
Слезы Тарасовой, восхищение Марком: интервью фигуристки, изгнанной Плющенко
Анастасия Зинина — 15-летняя перспективная фигуристка из России с внешностью юной Грейс Келли и рассудительностью чемпионки мира по шахматам. Настя родилась в... РИА Новости Спорт, 20.07.2022
2022-07-20T10:00
2022-07-20T10:00
2022-07-20T10:00
фигурное катание
евгений плющенко
дмитрий михайлов
олимпийские игры
спорт
татьяна тарасова
москва
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/06/18/1797878293_391:86:2515:1281_1920x0_80_0_0_9036ca5983ee853e987dff82568e45ff.jpg
Анастасия Зинина — 15-летняя перспективная фигуристка из России с внешностью юной Грейс Келли и рассудительностью чемпионки мира по шахматам. Настя родилась в Ростове-на-Дону, но последние шесть лет вместе с мамой живет в Москве. Для семьи это было не очень простое решение, потому что папа остался работать в Ростове.Зинина успела запомниться многим болельщикам по участию в телевизионном проекте “Ледниковый период. Дети”, где расстрогала до слез Татьяну Тарасову. Изначально в Москве Настя тренировалась у Светланы Пановой, а потом в поисках спарринга для четверных прыжков перешла к Евгению Плющенко.Теперь эта глава тоже закрыта — с конца июня фигуристка тренируется в “Армии фигурного катания” у Алексея Василевского. Об интересной Настиной жизни и карьере — это интервью РИА Новости Спорт."Родители не хотели отдавать меня в спорт"— Тренировки, репетиторы, почти никакого свободного времени. Когда успеваете жить, Настя?— В воскресенье. Сегодня выходной, я даже выспалась. У нас тренировки начинаются в 6.45, нужно просыпаться в 5 утра, и меня выработалась такая привычка — даже в выходной встала в полвосьмого. Глаз не смогла сомкнуть больше, как ни пыталась себя заставить. Репетиторы были с утра, а еще мы с другом ходили в кино. И вот как раз перед интервью у меня был репетитор по английскому. Так что выходной — это выходной от тренировок, но не от репетиторов.— Что в кино смотрели? Выбор сейчас не очень большой, как я понимаю.— Да, только российское кино идет. Мы смотрели комедию “Булки”. Про девушку, которая печет эти самые булочки. Разругалась с мужем, уехала на Шри-Ланку — в общем, весело, приключения всякие. В итоге она открыла свою булочную.— У вас никакой подобной мечты нет? Салон красоты или кофейню открыть лет через пятнадцать.— О таком не думала, если честно. Не знаю, как сложится дальнейшая жизнь. Я люблю ставить цель на год-два вперед и еще иметь какую-то глобальную цель. Такая есть — большая, к которой я стремлюсь. Все остальное пока на втором плане.— Большая цель с Олимпиадой связана?— Да, с Олимпиадой.— Своя забавная история, как оказались на катке, у вас есть?— Мои родители не хотели отдавать меня ни в какой спорт вообще. Папа — разработчик-программист, работает в хорошей компании, и они рассчитывали меня продвигать в сфере умственной. Я уже в три года хорошо соображала.С фигурным катанием спонтанно все получилось. В Ростове есть большой торговый центр Мега с маленьким катком, где катаются разные люди. И там одна девочка лет восьми — мне она показалась большой, потому что мне было всего четыре с половиной года, — учила двойной аксель. Я стояла как завороженная и смотрела, как она прыгает-падает, прыгает-падает, прыгает-падает. В какой-то момент она заходит на прыжок и… выезжает! У нее была такая улыбка на лице — видимо, это был ее первый получившийся дупель. Я так захотела попробовать тоже! Подумала - как это круто, когда у тебя что-то получается.— Сразу затребовали себе коньки?— Мы взяли напрокат. Я такая крутая, думаю: сейчас как выйду, как всем покажу! В итоге становлюсь и сразу падаю. “Это было случайно, так не должно быть. Ой, что же делать? Оказывается, это не так все просто” — вот были мои мысли.Потом попросила маму, и она отвела меня в секцию. Сначала просто ходила как на хобби после школы, а лет в 9 встал разговор о переезде из Ростова в Москву. Я сказала, что хочу развиваться, а в Ростове добиться такого уровня было бы нереально. Нужно было двигаться в столицу.— Трудно понять, как ребенку может всерьез понравиться перспектива каждый день выходить на холодный лед, больно падать и испытывать прочие “радости” жизни фигуриста. Что вас все же в этом привлекало?— Я не знаю, как ответить, кроме того, что я просто люблю фигурное катание. Кто-то любит рисовать или сочинять стихи. Он вряд ли сможет разложить по слогам, что ему нравится, как слова в рифмы складываются, как кисточка ложится на лист. Просто… просто любишь это дело. И не представляешь без него жизнь. Вот и мне просто нравилось выходить на лед. Я была вся в соплях, мелкая, но у меня была очень красивая розовая жилетка. Все в черном, а я в розовом - отличалась.Мама мне рассказывала потом, что я была жутко старательной. Изо всех сил старалась руки держать, ножку тянуть.— Вы сказали, что в три года имели какие-то особенные интеллектуальные способности. Можете пояснить, в чем именно это проявлялось?— Да ничего особенного, просто в бытовом плане была очень сообразительная. Если мама просила принести что-то, я быстро понимала, что она хочет и как это найти."Злого полицейского не надо, чтобы за мной следить"— Итак, прошло 11 лет с того памятного катка в Меге. Как думаете, родителям никогда не хотелось все бросить? Все же они не мечтали о карьере спортсменки для вас, а быть родителями спортсмена — это совершенно особый образ жизни.— Могу сказать, что переломным моментом был переезд. Папа до сих пор работает в Ростове, а мама со мной в Москве. Год-два после переезда было тяжело. Ну, как: когда на тренировках все получается, нам было легко. А когда не получается или что-то беспокоит, мама очень переживала: справлюсь ли я, сможем ли мы вместе все это выдержать — разлуку с папой, жить на два города. Сейчас таких моментов нет, потому что мама мне доверяет. Сейчас она даже не смотрит мои тренировки, потому что понимает — если Настя пришла на лед, она будет работать, и злого полицейского не надо, чтобы за ней следить.— То есть качество старательности, присущее вам в пять лет, сохранилось и по сей день?— Да, я просто обожаю над чем-то долго и кропотливо работать и видеть, как это приносит свои плоды. Как я становлюсь лучше, лучше катаю программу. То есть сначала всегда тяжело, но надо перетерпеть — потом станет легче.— Это описание идеально подходит под работу над четверными прыжками. Долго и упорно высекаете-высекаете камень, а потом раз — из него цветок появляется. В четыре оборота.— Первый четверной прыжок я попробовала… Надо подумать, когда, чтобы не соврать, а то я не очень это помню уже. У меня полтора года была травма, я спину залечивала долго — мы не могли найти причину боли, поэтому я какое-то время не выступала. Потом откаталась на Первенстве Москвы младшего возраста. И когда собрала все тройные, мы стали пробовать тулуп — сначала на удочке. Это не страшно — такой вспомогательный моральный компонент. А потом потихоньку стала “входить” без удочки. Страшно, многооборотный прыжок, — ты не знаешь, когда раскрываться. Но каждый день пробовала по чуть-чуть. Сегодня на пол-оборота перекрутила, завтра на галку. Могу сказать, что первый четверной тулуп я прыгнула уже у Евгения Викторовича (Плющенко. — РИА Новости Спорт). Я пришла к нему на просмотр и на второй же тренировке его сделала — так случилось.— Это вам настолько сильно хотелось себя проявить, что сразу четверной прыгнулся?— Мне просто подсказали, куда надо руку, куда ногу. У меня были яркие технические ошибки, которые не давали мне прыгнуть. Когда Евгений Викторович мне о них сказал, я смогла все исправить.— Когда из Ростова в Москву переезжали, почему оказались именно у Светланы Пановой?— Родители меня спросили только, где я хочу тренироваться — в Москве или в Питере. И потом спросили, нравится ли мне этот тренер внешне — уже когда мы приехали на просмотр к Светлане Владимировне (Пановой). Не знаю, как мама решала — договаривалась как-то, наверное. Потом уже она мне сказала, что еще хотела отвести меня к Этери Георгиевне (Тутберидзе), но подумала, что я еще слишком маленькая. К ней приходят обычно в 11-12 лет, а мне было только 9. Меня могли не взять. К тому же в Ростове не такая мощная была подготовка, и на фоне нагрузок в “Хрустальном” просто могли начаться проблемы со здоровьем. Совокупностью плюсов в сравнении с другими вариантами выделялась именно Светлана Владимировна.— И внешне она вам понравилась, как я понимаю.— Да, а особенно мне понравились ее волосы. (смеется) Как бы это странно ни звучало.— Ох, как я вас понимаю. Волосы у нее действительно роскошные.— Когда я пришла к ней в 2016 году, у нее был красивый пышный золотистый хвост. Упругие волосы очень. И у нее была еще такая привычка, когда ей что-то нравилось, она сначала делала так — (Настя проводит рукой по голове и подкручивает ею воображаемый высокий хвост), — а потом говорила хорошие слова. Меня завораживало, когда она так делала.— Вокруг учениц Пановой есть этакий ореол пансиона благородных девиц. Девочки все как на подбор, с продуманной хореографией, штучными программами, в красивых оригинальных платьях. Вы видели изнутри, как это все создается. Расскажите.— До сих пор не могу понять, как ей это удается. Абсолютно разноплановые программы, нет одинаковых движений. Обычно такое встречается, но в “Снежных барсах” этого нет. Соглашусь, что хореография на уровне и платья красивые. Возможно, какая-то роль в этом принадлежит хореографу Илоне Протасеня. Она старается со всеми индивидуально работать — и чтобы удобно было, и выглядело превосходно.— Атмосфера в группе, состоящей из талантливых девочек-конкуренток, какая была?— Очень дружеская. Никакие козни не строили (смеется). Дружили, играли, летом особенно — догонялки, прятки.— Про современных детей принято думать, что они друг другу не так интересны, как им интересны смартфоны, а у вас вон — догонялки и прятки. Ничего себе.— Мы много времени проводим на льду в тренировках. В школу не ходим, поэтому нам, конечно, хочется общения. Телефон — совсем не то."Покинула группу Плющенко из-за второго тренера"— О Светлане Пановой вы тепло отзываетесь. Почему в итоге решили уйти к Евгению Плющенко?— Я очень хотела прыгать четверные. Уход от Светланы Владимировны был в чем-то вынужденной мерой, потому что я поняла, что хочу развиваться, а в нашей группе никто еще не прыгал четверные. У Евгения Викторовича таких спортсменов было уже много, и мы посчитали, что пора пробиваться в высший спорт.— Ради спарринга ушли, получается?— Именно так.— Ровно один вопрос про Евгения Плющенко, как мы договаривались. Раскройте из первых рук обстоятельства своего ухода из “Ангелов”, пожалуйста.— Все говорят, что мы поссорились, что-то еще такое. Скажу честно — с Евгением Викторовичем у нас были очень теплые отношения. Мы с ним после Первенства России еще сильнее сплотились и сработались. Но были некоторые препятствия в отношениях со вторым тренером, из-за чего мне пришлось покинуть группу.— Второй тренер — это Дмитрий Михайлов? Будем конкретизировать причины разногласий?— Да, Дмитрий Сергеевич. Конкретизировать не будем. Было и прошло.А так… у нас шла работа с Евгением Викторовичем, мне успели поставить две новые программы, короткую я даже показала на шоу “Союз чемпионов”. Мне, кстати, очень понравилось там выступать, и вообще большое спасибо Евгению Викторовичу за все шоу, включая новогодние. Крайне полезный и приятный опыт, хотя иногда было тяжело.— Со стороны и правда казалось, что с Евгением Плющенко у вас очень добрые отношения. Тем удивительнее было, что вы разошлись.— Для всех это было удивительно.— А что за травма, про которую все говорили?— Травмы как таковой не было. Просто представьте, что вы долго были на отдыхе, а потом приехали и пошли в зал на фитнес, и на следующий день у вас болит все тело. Вот прямо все мышцы! То же самое у меня. Было две недели отпуска, мышцы все отдохнули, весь объем спал. На тренировках началась нагрузка. Соответственно, ноги и спина болят, мышцы отвыкли работать, у них нет возможности показать всю свою мощь, какая была до отпуска. У меня особенно болело правое колено, потому что на него идет нагрузка при приземлении. Прошло три недели, практически все пришло в норму, и к нагрузкам я адаптировалась. Ничего страшного не было, просто это особенность моего организма, что после отпуска я долго набираю форму, а пока это происходит, все болит. У кого-то этого нет, но у меня есть, я просто принимаю это как данность.— Все обычно ждут отпуска с радостью, а вы с опаской, должно быть - кто его знает, чем он закончится.— Я обязательно и прыгаю на отдыхе, и подкачку делаю, и бегаю два раза в день — до завтрака и после ужина. Иначе сразу вес растет, потому что на отдыхе всегда есть настрой поесть что-то вкусненькое. Приходится работать даже в отпуске, в общем."Шарашим по двести прыжков за тренировку"— Вы благодарили Евгения Плющенко за ледовые шоу. Какой опыт они вам дали?— Это совсем другое, не как на соревнованиях. На соревнованиях мы сконцентрированы на прыжках, потому что это самая сложная часть программы. А в шоу прыжки ставят легкие, которые ты можешь выполнять с закрытыми глазами. Соответственно, образ совсем другой. У меня на шоу были распущенные волосы — с ними, кстати, тяжело прыгать, потому что они вокруг тебя закручиваются.Там другой свет, то мигающий, то цветной. И выступаешь ты без шестиминутки, без разминки - только вышел и сразу катаешь. Это было необычно - приходилось сильно разогреваться на полу, чтобы сразу катать на 200 процентов, не запороть ничего. А еще появляется больше эмоций, потому что шоу — развлекательная программа для зрителей. Им важно показать историю, образ, яркие позы. В этом же плане тяжеловато, потому что морально выдыхаешься. Пытаешься подмигивать, играть с публикой.— Как принимали решение о выборе нового тренера после ухода из “Ангелов Плющенко”?— Я пришла на тренировку в Ангелы, где у нас случился разговор с Евгением Викторовичем. После чего мне пришлось с нее уйти, и мы сразу поехали на просмотр (в “Армию фигурного катания” — РИА Новости Спорт). Там как-то все так сложилось в паззл, и меня приняли в новую команду. Мы уже начали работать, а мама потом еще вещи забирала и документы с катка. То есть никакого продумывания не было, мы просто взяли и уехали.— Что поменялось сейчас в тренировках, нагрузках?— У нас прошла уже неделя сборов, впереди еще две. В 6.45 день начинается с часа специальной физической подготовки, потом час - отдельный лед на скольжение. Нас там учат именно кататься, чтобы транзишены были гораздо выше, чем у других спортсменов. Потом отдых полчаса, затем разминка и основной лед. Там мы уже не раскатываемся, а буквально три минуты покатались и начали прыгать. Я заметила, что в этой школе мы очень много прыгаем, прямо без остановки. Много катаем программы, по два-три раза. В “Ангелах” мы такого не делали.Катаем то сложные, то несложные, то облегченные, то с тройными акселями — разные вариации. Много катаем связок. Обычно меняем — то короткую катаем на первом льду, то произвольную. Чтобы произвольную мы тоже привыкали утром катать - во второй половине дня, понятное дело, полегче.Потом либо джаз, либо отдых. Потом снова лед прыжковый. Там учим четверные и катаем программы. И в конце либо ОФП — подкачка прямо сильная, либо хореография. Такое вот интенсивное расписание сейчас.А во время отдыха собираемся в зале для хореографии поесть или поиграть в игры.— Поесть в зале хореографии? Прямо перед станками и зеркалами? Балерины бы сейчас вас категорически осудили, наверное.— Ой, да ладно, думаю, они тоже так делают (смеется).— А что за игры?— Собираемся в круг, человек 12-13, играем в Мафию, в Уно, в Имаджинариум, я еще одну новую игру принесла. Часа два можем играть без остановки в большой перерыв. Тоже дружеская атмосфера очень. Зато потом на льду вообще не разговариваем — каждый сосредоточен на своей работе. Просто не успеваем поговорить.— И как вам этот новый уровень нагрузок по ощущениям?— Я даже в облегченный день в субботу поняла, что не могу сесть в ноги. Настолько болели ноги! Просто не передать словами. Тяжело, потому что здесь нас заставляют кататься, садиться и прыгать именно ногами. И когда в произвольной программе ноги уже устают, тренеры смотрят, чтобы мы не “кивали” корпусом, чтобы спасти прыжок. Заставляют все же садиться в ноги, которые ты к этому моменту уже не чувствуешь. Алексей Георгиевич (Василевский) объясняет, что из-за кивков корпусом большая часть нагрузки приходится на спину, а она слабее и может “полететь”. Поэтому приходится терпеть.— Звучит как тренировка бойцов в подразделении спецназа. Через грязищу, бурелом и схватку с десятком противников ради крапового берета.— (смеется) В некоторые дни, когда я докатываю программу, у меня не то чтобы черные пятна, а просто двоится в глазах, я не чувствую рук и ног, кружится голова. И вот я еду себе, как чуть-чуть подвыпивший человек - еле-еле. А мне еще говорят катать связки (смеется). Но потом ничего, втягиваешься. У Евгения Викторовича были чуть другие тренировки. Все более спокойно, за тренировку всего прыжков семьдесят. А тут по двести шарашим, и нормально."Хорошо, что подняли минимальный возраст"— Суворов еще говорил, что тяжело в учении, легко в бою.— Только эта мысль меня и спасает. Я на каких-то тренировках даже задумывалась над тем, для чего я терплю и сама делаю все эти издевательства над телом. А потом поняла — это же для результата! Чтобы потом в прокате было легко. Чтобы все просто ахнули, как я катаю программу (смеется).— Многие думают, что ошибки на стартах — это потому что спортсмен ленится, не дорабатывает на тренировках. Но вы, по впечатлению, работаете за четверых, — явно не из ленивых. У вас есть понимание, почему не всегда получается кататься чисто, хотя вы очень стараетесь?— Наверное, дело в количестве накатываний. Потому что, признаюсь честно, перед гран-при в Красноярске и открытыми прокатами мы прыгали больше, чем, допустим, перед чемпионатом России и Первенством. Когда ты выступаешь, от старта к старту возрастает уверенность, что у тебя получится, ты сможешь — легче справляться с нервами. Если же что-то идет не так на тренировках, то и в прокате справляться труднее. Надеюсь, у меня со временем будет получаться свои нервы обуздать.— Как вы в свои 15 лет относитесь к факту поднятия возраста в фигурном катании? Взрослые как бы прикрываются заботой о подростках, принимая такое решение. Как это самими подростками воспринимается?— Думаю, это сделали, потому что заметили, что многие спортсменки и спортсмены заканчивают кататься в довольно раннем возрасте. Хотелось бы кататься подольше, выступать много, выигрывать. Это интересно, что с каждым годом ты становишься опытнее, у тебя меняется тело, эмоции и ощущения. Я думаю, это хорошо, что подняли возраст.— Напоследок еще пара не очень серьезных вопросов. Откуда у вас увлечение верховой ездой?— Ой, я с детства любила лошадей. У всех были куклы, а у меня лошади. Это совсем другое ощущение — все же обращаешься с живым существом. Иногда нужно быть упорнее, потому что я на нескольких первых занятиях очень боялась его прижать или как-то “вздернуть”, — вдруг ему будет больно? Все время об этом думала. Но когда он меня пару раз увозил не туда, куда надо, я поняла, что так дело не пойдет. Надо брать верх, все-таки наездник - я. Люблю ездить верхом - летишь себе, ветер лицо обдувает.— Много общего с фигурным катанием, выходит, только вид получше еще. Можно поехать в горы, в поле, вдоль моря…— Пока меня не отпускали так далеко, я еще не такой опытный наездник. Но однажды хочется.— Вконтакте у вас на главной стоит фотография с Марком Кондратюком…— Да, я тогда много с кем сфотографировалась — с Аленой Косторной, с Сашей Самариным, Сашей Трусовой… Это была репетиция перед шоу в Питере, которая проходила у нас в “Ангелах”.— Почему именно Марка на аватарку поставили?— С олимпийским чемпионом, конечно, нужно было сфоткаться. Мы не суперблизко, но хорошо общались в Новогорске на юниорских прокатах. Кто бы тогда мог подумать, что Марк станет олимпийским чемпионом. Он мне очень нравится, классно катается. Очень простой в общении и просто приятный молодой человек.
https://rsport.ria.ru/20220523/intervyu-1789427531.html
https://rsport.ria.ru/20220702/tutberidze-1799682011.html
https://rsport.ria.ru/20220613/figurnoe-1794980197.html
https://rsport.ria.ru/20220610/fedichkina-1793917696.html
https://rsport.ria.ru/20220605/sakhanovich-1793177297.html
https://rsport.ria.ru/20220718/protopopov-1803095296.html
https://rsport.ria.ru/20220629/devis-1799128959.html
москва
россия
ростов
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Анастасия Панина
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1e/1786277159_0:195:674:869_100x100_80_0_0_a11a67998947d40ab756ab7173b0b817.jpg
Анастасия Панина
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1e/1786277159_0:195:674:869_100x100_80_0_0_a11a67998947d40ab756ab7173b0b817.jpg
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/06/18/1797878293_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_2c41c65c59c471e4dba2129f98bc5970.jpgРИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Анастасия Панина
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1e/1786277159_0:195:674:869_100x100_80_0_0_a11a67998947d40ab756ab7173b0b817.jpg
евгений плющенко, дмитрий михайлов, олимпийские игры, спорт, татьяна тарасова, москва, россия, ростов, анастасия зинина, марк кондратюк, интервью риа спорт, авторы риа новости спорт
Фигурное катание, Евгений Плющенко, Дмитрий Михайлов, Олимпийские игры, Спорт, Татьяна Тарасова, Москва, Россия, Ростов, Анастасия Зинина, Марк Кондратюк, Интервью РИА Спорт, Авторы РИА Новости Спорт
Анастасия Зинина —
15-летняя перспективная фигуристка из России с внешностью юной Грейс Келли и рассудительностью чемпионки мира по шахматам. Настя родилась в Ростове-на-Дону, но последние шесть лет вместе с мамой живет в Москве. Для семьи это было не очень простое решение, потому что папа остался работать в Ростове. Зинина успела запомниться многим болельщикам по участию в телевизионном проекте “Ледниковый период. Дети”, где расстрогала до слез Татьяну Тарасову. Изначально в Москве Настя тренировалась у Светланы Пановой, а потом в поисках спарринга для четверных прыжков перешла к Евгению Плющенко. Теперь эта глава тоже закрыта — с конца июня фигуристка тренируется в “Армии фигурного катания” у Алексея Василевского. Об интересной Настиной жизни и карьере — это интервью РИА Новости Спорт.
"Родители не хотели отдавать меня в спорт"
— Тренировки, репетиторы, почти никакого свободного времени. Когда успеваете жить, Настя?
— В воскресенье. Сегодня выходной, я даже выспалась. У нас тренировки начинаются в 6.45, нужно просыпаться в 5 утра, и меня выработалась такая привычка — даже в выходной встала в полвосьмого. Глаз не смогла сомкнуть больше, как ни пыталась себя заставить. Репетиторы были с утра, а еще мы с другом ходили в кино. И вот как раз перед интервью у меня был репетитор по английскому. Так что выходной — это выходной от тренировок, но не от репетиторов.
"Называют бездарностью. Но почему?" Откровения российской фигуристки — Что в кино смотрели? Выбор сейчас не очень большой, как я понимаю.
— Да, только российское кино идет. Мы смотрели комедию “Булки”. Про девушку, которая печет эти самые булочки. Разругалась с мужем, уехала на Шри-Ланку — в общем, весело, приключения всякие. В итоге она открыла свою булочную.
— У вас никакой подобной мечты нет? Салон красоты или кофейню открыть лет через пятнадцать.
— О таком не думала, если честно. Не знаю, как сложится дальнейшая жизнь. Я люблю ставить цель на год-два вперед и еще иметь какую-то глобальную цель. Такая есть — большая, к которой я стремлюсь. Все остальное пока на втором плане.
— Большая цель с Олимпиадой связана?
— Своя забавная история, как оказались на катке, у вас есть?
— Мои родители не хотели отдавать меня ни в какой спорт вообще. Папа — разработчик-программист, работает в хорошей компании, и они рассчитывали меня продвигать в сфере умственной. Я уже в три года хорошо соображала.
С фигурным катанием спонтанно все получилось. В Ростове есть большой торговый центр Мега с маленьким катком, где катаются разные люди. И там одна девочка лет восьми — мне она показалась большой, потому что мне было всего четыре с половиной года, — учила двойной аксель. Я стояла как завороженная и смотрела, как она прыгает-падает, прыгает-падает, прыгает-падает. В какой-то момент она заходит на прыжок и… выезжает! У нее была такая улыбка на лице — видимо, это был ее первый получившийся дупель. Я так захотела попробовать тоже! Подумала - как это круто, когда у тебя что-то получается.
— Сразу затребовали себе коньки?
— Мы взяли напрокат. Я такая крутая, думаю: сейчас как выйду, как всем покажу! В итоге становлюсь и сразу падаю. “Это было случайно, так не должно быть. Ой, что же делать? Оказывается, это не так все просто” — вот были мои мысли.
Потом попросила маму, и она отвела меня в секцию. Сначала просто ходила как на хобби после школы, а лет в 9 встал разговор о переезде из Ростова в Москву. Я сказала, что хочу развиваться, а в Ростове добиться такого уровня было бы нереально. Нужно было двигаться в столицу.
— Трудно понять, как ребенку может всерьез понравиться перспектива каждый день выходить на холодный лед, больно падать и испытывать прочие “радости” жизни фигуриста. Что вас все же в этом привлекало?
— Я не знаю, как ответить, кроме того, что я просто люблю фигурное катание. Кто-то любит рисовать или сочинять стихи. Он вряд ли сможет разложить по слогам, что ему нравится, как слова в рифмы складываются, как кисточка ложится на лист. Просто… просто любишь это дело. И не представляешь без него жизнь. Вот и мне просто нравилось выходить на лед. Я была вся в соплях, мелкая, но у меня была очень красивая розовая жилетка. Все в черном, а я в розовом - отличалась.
Мама мне рассказывала потом, что я была жутко старательной. Изо всех сил старалась руки держать, ножку тянуть.
— Вы сказали, что в три года имели какие-то особенные интеллектуальные способности. Можете пояснить, в чем именно это проявлялось?
— Да ничего особенного, просто в бытовом плане была очень сообразительная. Если мама просила принести что-то, я быстро понимала, что она хочет и как это найти.
Доверила бывшему. Что связывает Тутберидзе с новым тренером ее дочери "Злого полицейского не надо, чтобы за мной следить"
— Итак, прошло 11 лет с того памятного катка в Меге. Как думаете, родителям никогда не хотелось все бросить? Все же они не мечтали о карьере спортсменки для вас, а быть родителями спортсмена — это совершенно особый образ жизни.
— Могу сказать, что переломным моментом был переезд. Папа до сих пор работает в Ростове, а мама со мной в Москве. Год-два после переезда было тяжело. Ну, как: когда на тренировках все получается, нам было легко. А когда не получается или что-то беспокоит, мама очень переживала: справлюсь ли я, сможем ли мы вместе все это выдержать — разлуку с папой, жить на два города. Сейчас таких моментов нет, потому что мама мне доверяет. Сейчас она даже не смотрит мои тренировки, потому что понимает — если Настя пришла на лед, она будет работать, и злого полицейского не надо, чтобы за ней следить.
— То есть качество старательности, присущее вам в пять лет, сохранилось и по сей день?
— Да, я просто обожаю над чем-то долго и кропотливо работать и видеть, как это приносит свои плоды. Как я становлюсь лучше, лучше катаю программу. То есть сначала всегда тяжело, но надо перетерпеть — потом станет легче.
— Это описание идеально подходит под работу над четверными прыжками. Долго и упорно высекаете-высекаете камень, а потом раз — из него цветок появляется. В четыре оборота.
— Первый четверной прыжок я попробовала… Надо подумать, когда, чтобы не соврать, а то я не очень это помню уже. У меня полтора года была травма, я спину залечивала долго — мы не могли найти причину боли, поэтому я какое-то время не выступала. Потом откаталась на Первенстве Москвы младшего возраста. И когда собрала все тройные, мы стали пробовать тулуп — сначала на удочке. Это не страшно — такой вспомогательный моральный компонент. А потом потихоньку стала “входить” без удочки. Страшно, многооборотный прыжок, — ты не знаешь, когда раскрываться. Но каждый день пробовала по чуть-чуть. Сегодня на пол-оборота перекрутила, завтра на галку. Могу сказать, что первый четверной тулуп я прыгнула уже у Евгения Викторовича (Плющенко. — РИА Новости Спорт). Я пришла к нему на просмотр и на второй же тренировке его сделала — так случилось.
— Это вам настолько сильно хотелось себя проявить, что сразу четверной прыгнулся?
— Мне просто подсказали, куда надо руку, куда ногу. У меня были яркие технические ошибки, которые не давали мне прыгнуть. Когда Евгений Викторович мне о них сказал, я смогла все исправить.
— Когда из Ростова в Москву переезжали, почему оказались именно у Светланы Пановой?
— Родители меня спросили только, где я хочу тренироваться — в Москве или в Питере. И потом спросили, нравится ли мне этот тренер внешне — уже когда мы приехали на просмотр к Светлане Владимировне (Пановой). Не знаю, как мама решала — договаривалась как-то, наверное. Потом уже она мне сказала, что еще хотела отвести меня к Этери Георгиевне (Тутберидзе), но подумала, что я еще слишком маленькая. К ней приходят обычно в 11-12 лет, а мне было только 9. Меня могли не взять. К тому же в Ростове не такая мощная была подготовка, и на фоне нагрузок в “Хрустальном” просто могли начаться проблемы со здоровьем. Совокупностью плюсов в сравнении с другими вариантами выделялась именно Светлана Владимировна.
"Ваша дочь жирная": откровения российской фигуристки об адских диетах — И внешне она вам понравилась, как я понимаю.
— Да, а особенно мне понравились ее волосы. (смеется) Как бы это странно ни звучало.
— Ох, как я вас понимаю. Волосы у нее действительно роскошные.
— Когда я пришла к ней в 2016 году, у нее был красивый пышный золотистый хвост. Упругие волосы очень. И у нее была еще такая привычка, когда ей что-то нравилось, она сначала делала так — (Настя проводит рукой по голове и подкручивает ею воображаемый высокий хвост), — а потом говорила хорошие слова. Меня завораживало, когда она так делала.
— Вокруг учениц Пановой есть этакий ореол пансиона благородных девиц. Девочки все как на подбор, с продуманной хореографией, штучными программами, в красивых оригинальных платьях. Вы видели изнутри, как это все создается. Расскажите.
— До сих пор не могу понять, как ей это удается. Абсолютно разноплановые программы, нет одинаковых движений. Обычно такое встречается, но в “Снежных барсах” этого нет. Соглашусь, что хореография на уровне и платья красивые. Возможно, какая-то роль в этом принадлежит хореографу Илоне Протасеня. Она старается со всеми индивидуально работать — и чтобы удобно было, и выглядело превосходно.
— Атмосфера в группе, состоящей из талантливых девочек-конкуренток, какая была?
— Очень дружеская. Никакие козни не строили (смеется). Дружили, играли, летом особенно — догонялки, прятки.
— Про современных детей принято думать, что они друг другу не так интересны, как им интересны смартфоны, а у вас вон — догонялки и прятки. Ничего себе.
— Мы много времени проводим на льду в тренировках. В школу не ходим, поэтому нам, конечно, хочется общения. Телефон — совсем не то.
"Тренер нес на руках": любовь, боль и новая жизнь красавицы-фигуристки "Покинула группу Плющенко из-за второго тренера"
— О Светлане Пановой вы тепло отзываетесь. Почему в итоге решили уйти к Евгению Плющенко?
— Я очень хотела прыгать четверные. Уход от Светланы Владимировны был в чем-то вынужденной мерой, потому что я поняла, что хочу развиваться, а в нашей группе никто еще не прыгал четверные. У Евгения Викторовича таких спортсменов было уже много, и мы посчитали, что пора пробиваться в высший спорт.
— Ради спарринга ушли, получается?
— Ровно один вопрос про Евгения Плющенко, как мы договаривались. Раскройте из первых рук обстоятельства своего ухода из “Ангелов”, пожалуйста.
— Все говорят, что мы поссорились, что-то еще такое. Скажу честно — с Евгением Викторовичем у нас были очень теплые отношения. Мы с ним после Первенства России еще сильнее сплотились и сработались. Но были некоторые препятствия в отношениях со вторым тренером, из-за чего мне пришлось покинуть группу.
— Второй тренер — это Дмитрий Михайлов? Будем конкретизировать причины разногласий?
— Да, Дмитрий Сергеевич. Конкретизировать не будем. Было и прошло.
А так… у нас шла работа с Евгением Викторовичем, мне успели поставить две новые программы, короткую я даже показала на шоу “Союз чемпионов”. Мне, кстати, очень понравилось там выступать, и вообще большое спасибо Евгению Викторовичу за все шоу, включая новогодние. Крайне полезный и приятный опыт, хотя иногда было тяжело.
— Со стороны и правда казалось, что с Евгением Плющенко у вас очень добрые отношения. Тем удивительнее было, что вы разошлись.
— Для всех это было удивительно.
— А что за травма, про которую все говорили?
— Травмы как таковой не было. Просто представьте, что вы долго были на отдыхе, а потом приехали и пошли в зал на фитнес, и на следующий день у вас болит все тело. Вот прямо все мышцы! То же самое у меня. Было две недели отпуска, мышцы все отдохнули, весь объем спал. На тренировках началась нагрузка. Соответственно, ноги и спина болят, мышцы отвыкли работать, у них нет возможности показать всю свою мощь, какая была до отпуска. У меня особенно болело правое колено, потому что на него идет нагрузка при приземлении. Прошло три недели, практически все пришло в норму, и к нагрузкам я адаптировалась. Ничего страшного не было, просто это особенность моего организма, что после отпуска я долго набираю форму, а пока это происходит, все болит. У кого-то этого нет, но у меня есть, я просто принимаю это как данность.
— Все обычно ждут отпуска с радостью, а вы с опаской, должно быть - кто его знает, чем он закончится.
— Я обязательно и прыгаю на отдыхе, и подкачку делаю, и бегаю два раза в день — до завтрака и после ужина. Иначе сразу вес растет, потому что на отдыхе всегда есть настрой поесть что-то вкусненькое. Приходится работать даже в отпуске, в общем.
"Шарашим по двести прыжков за тренировку"
— Вы благодарили Евгения Плющенко за ледовые шоу. Какой опыт они вам дали? — Это совсем другое, не как на соревнованиях. На соревнованиях мы сконцентрированы на прыжках, потому что это самая сложная часть программы. А в шоу прыжки ставят легкие, которые ты можешь выполнять с закрытыми глазами. Соответственно, образ совсем другой. У меня на шоу были распущенные волосы — с ними, кстати, тяжело прыгать, потому что они вокруг тебя закручиваются.
Там другой свет, то мигающий, то цветной. И выступаешь ты без шестиминутки, без разминки - только вышел и сразу катаешь. Это было необычно - приходилось сильно разогреваться на полу, чтобы сразу катать на 200 процентов, не запороть ничего. А еще появляется больше эмоций, потому что шоу — развлекательная программа для зрителей. Им важно показать историю, образ, яркие позы. В этом же плане тяжеловато, потому что морально выдыхаешься. Пытаешься подмигивать, играть с публикой.
Три ограбления и скандал с Плющенко: интервью фигуристки Саханович — Как принимали решение о выборе нового тренера после ухода из “Ангелов Плющенко”?
— Я пришла на тренировку в Ангелы, где у нас случился разговор с Евгением Викторовичем. После чего мне пришлось с нее уйти, и мы сразу поехали на просмотр (в “Армию фигурного катания” — РИА Новости Спорт). Там как-то все так сложилось в паззл, и меня приняли в новую команду. Мы уже начали работать, а мама потом еще вещи забирала и документы с катка. То есть никакого продумывания не было, мы просто взяли и уехали.
— Что поменялось сейчас в тренировках, нагрузках?
— У нас прошла уже неделя сборов, впереди еще две. В 6.45 день начинается с часа специальной физической подготовки, потом час - отдельный лед на скольжение. Нас там учат именно кататься, чтобы транзишены были гораздо выше, чем у других спортсменов. Потом отдых полчаса, затем разминка и основной лед. Там мы уже не раскатываемся, а буквально три минуты покатались и начали прыгать. Я заметила, что в этой школе мы очень много прыгаем, прямо без остановки. Много катаем программы, по два-три раза. В “Ангелах” мы такого не делали.
Катаем то сложные, то несложные, то облегченные, то с тройными акселями — разные вариации. Много катаем связок. Обычно меняем — то короткую катаем на первом льду, то произвольную. Чтобы произвольную мы тоже привыкали утром катать - во второй половине дня, понятное дело, полегче.
Потом либо джаз, либо отдых. Потом снова лед прыжковый. Там учим четверные и катаем программы. И в конце либо ОФП — подкачка прямо сильная, либо хореография. Такое вот интенсивное расписание сейчас.
А во время отдыха собираемся в зале для хореографии поесть или поиграть в игры.
— Поесть в зале хореографии? Прямо перед станками и зеркалами? Балерины бы сейчас вас категорически осудили, наверное.
— Ой, да ладно, думаю, они тоже так делают (смеется).
— Собираемся в круг, человек 12-13, играем в Мафию, в Уно, в Имаджинариум, я еще одну новую игру принесла. Часа два можем играть без остановки в большой перерыв. Тоже дружеская атмосфера очень. Зато потом на льду вообще не разговариваем — каждый сосредоточен на своей работе. Просто не успеваем поговорить.
"Вернусь с прахом жены": великий фигурист Протопопов — о жизни без России — И как вам этот новый уровень нагрузок по ощущениям?
— Я даже в облегченный день в субботу поняла, что не могу сесть в ноги. Настолько болели ноги! Просто не передать словами. Тяжело, потому что здесь нас заставляют кататься, садиться и прыгать именно ногами. И когда в произвольной программе ноги уже устают, тренеры смотрят, чтобы мы не “кивали” корпусом, чтобы спасти прыжок. Заставляют все же садиться в ноги, которые ты к этому моменту уже не чувствуешь. Алексей Георгиевич (Василевский) объясняет, что из-за кивков корпусом большая часть нагрузки приходится на спину, а она слабее и может “полететь”. Поэтому приходится терпеть.
— Звучит как тренировка бойцов в подразделении спецназа. Через грязищу, бурелом и схватку с десятком противников ради крапового берета.
— (смеется) В некоторые дни, когда я докатываю программу, у меня не то чтобы черные пятна, а просто двоится в глазах, я не чувствую рук и ног, кружится голова. И вот я еду себе, как чуть-чуть подвыпивший человек - еле-еле. А мне еще говорят катать связки (смеется). Но потом ничего, втягиваешься. У Евгения Викторовича были чуть другие тренировки. Все более спокойно, за тренировку всего прыжков семьдесят. А тут по двести шарашим, и нормально.
"Хорошо, что подняли минимальный возраст"
— Суворов еще говорил, что тяжело в учении, легко в бою.
— Только эта мысль меня и спасает. Я на каких-то тренировках даже задумывалась над тем, для чего я терплю и сама делаю все эти издевательства над телом. А потом поняла — это же для результата! Чтобы потом в прокате было легко. Чтобы все просто ахнули, как я катаю программу (смеется).
— Многие думают, что ошибки на стартах — это потому что спортсмен ленится, не дорабатывает на тренировках. Но вы, по впечатлению, работаете за четверых, — явно не из ленивых. У вас есть понимание, почему не всегда получается кататься чисто, хотя вы очень стараетесь?
— Наверное, дело в количестве накатываний. Потому что, признаюсь честно, перед гран-при в Красноярске и открытыми прокатами мы прыгали больше, чем, допустим, перед чемпионатом России и Первенством. Когда ты выступаешь, от старта к старту возрастает уверенность, что у тебя получится, ты сможешь — легче справляться с нервами. Если же что-то идет не так на тренировках, то и в прокате справляться труднее. Надеюсь, у меня со временем будет получаться свои нервы обуздать.
Дочь Тутберидзе тайно вышла замуж. Она будет выступать за США? — Как вы в свои 15 лет относитесь к факту поднятия возраста в фигурном катании? Взрослые как бы прикрываются заботой о подростках, принимая такое решение. Как это самими подростками воспринимается?
— Думаю, это сделали, потому что заметили, что многие спортсменки и спортсмены заканчивают кататься в довольно раннем возрасте. Хотелось бы кататься подольше, выступать много, выигрывать. Это интересно, что с каждым годом ты становишься опытнее, у тебя меняется тело, эмоции и ощущения. Я думаю, это хорошо, что подняли возраст.
— Напоследок еще пара не очень серьезных вопросов. Откуда у вас увлечение верховой ездой?
— Ой, я с детства любила лошадей. У всех были куклы, а у меня лошади. Это совсем другое ощущение — все же обращаешься с живым существом. Иногда нужно быть упорнее, потому что я на нескольких первых занятиях очень боялась его прижать или как-то “вздернуть”, — вдруг ему будет больно? Все время об этом думала. Но когда он меня пару раз увозил не туда, куда надо, я поняла, что так дело не пойдет. Надо брать верх, все-таки наездник - я. Люблю ездить верхом - летишь себе, ветер лицо обдувает.
— Много общего с фигурным катанием, выходит, только вид получше еще. Можно поехать в горы, в поле, вдоль моря…
— Пока меня не отпускали так далеко, я еще не такой опытный наездник. Но однажды хочется.
— Вконтакте у вас на главной стоит фотография с Марком Кондратюком… — Да, я тогда много с кем сфотографировалась — с Аленой Косторной, с Сашей Самариным, Сашей Трусовой… Это была репетиция перед шоу в Питере, которая проходила у нас в “Ангелах”.
— Почему именно Марка на аватарку поставили?
— С олимпийским чемпионом, конечно, нужно было сфоткаться. Мы не суперблизко, но хорошо общались в Новогорске на юниорских прокатах. Кто бы тогда мог подумать, что Марк станет олимпийским чемпионом. Он мне очень нравится, классно катается. Очень простой в общении и просто приятный молодой человек.