"Без гимна России на душе пусто и сердцу больно". Интервью легенды "КАМАЗа"

Читать на сайте rsport.ria.ru
"КАМАЗ-мастер", как и почти весь российский спорт, уже давно живет без международных стартов. Корреспондент РИА Новости Спорт пообщался с боссом команды Владимиром Чагиным и узнал о чувствах, которые испытывает семикратный чемпион "Дакара" от санкций.
— Если углубиться в историю человечества, политических разногласий было немало. Но чтобы политика начала так вторгаться в спорт, искусство, медицину и другие сферы, я не припомню. Спорт должен связывать, объединять, быть проводником, помогать выстраивать отношения, но никак не ссорить людей. Даже в древности, когда была Олимпиада и спортивные соревнования, войны останавливались. А тут спорт используют как рычаг, давят на больное еще сильнее. Все для того, чтобы укусить нас еще раз.
Президент РФ Владимир Путин и руководитель команды "КАМАЗ-мастер" Владимир Чагин во время встречи президента РФ с командой "КАМАЗ-мастер". 25 января 2018
— Сейчас все больше разговоров про выступления под нейтральным флагом.
— Для российского спортсмена или команды, которые выступают на международных соревнованиях, важна не только победа или подиум, а самые яркие мгновения, когда на церемонии награждения звучит гимн России. Это величайшая гордость для спортсмена. Не так важны те секунды, время и рекорды. У спортсмена больше, чем у кого-либо, может быть развито чувство патриотизма и Родины. В такой ситуации, как сейчас, выступать без флага, побеждать и при этом не слышать гимн страны? Такое недопустимо.
Не нужно давить на спортсменов. Тем более, юного возраста. Например, девочкам в фигурном катании по 15-16 лет, зачем ломать их психику и карьеры. Такие вещи должны решать спортивные функционеры, федерации и руководители. Вся сегодняшняя ситуация — хороший урок для нас, чтобы мы развивали внутренние чемпионаты, они по своему соревновательному статусу могут быть выше международных.
Например, я уже упомянул фигурное катание, чемпионат мира без наших девушек какой? Пустой абсолютно! Мы не должны отстать в развитии сейчас.
"С радостью вернем Россию". Босс мирового хоккея наконец-то одумался?
— Если бы сейчас проходил "Дакар" и команде "КАМАЗ-мастер" сказали, что вся ваша форма остается привычной, грузовики — синие, но нет флага, не поехали бы?
— Мы уже были в такой ситуации в январе 2022-го. Тогда все получилось для нас достаточно быстро, мы подали заявки и оплатили взносы. До февральских событий все получалось. Нынешняя ситуация — абсолютно другое дело. Мы выиграли "Дакар", но гимн не звучал. Я стоял, смотрел на ребят, они чемпионы, а ничего нет. Меня всего выворачивало. Мы были вынуждены удалить флаги на машинах и экипировке. Благо, в ралли-рейдах есть одно место, где остался флаг — государственный номерной знак. Маленький флаг России на машине был!
— Хорошо, что хоть его не заставили убрать.
— Да. Мы пережили тогда это, испытали. Сейчас главное — развивать, поднимать статус чемпионата России по ралли-рейдам. Давать возможность всем — как заводским командам, там и не заводским командам. Именно это главное, а не обсуждать — выступать в нейтральном статусе или нет. И если мы будем выступать под нейтральным флагом, мы, конечно, сделаем шаг для сохранения спортивного уровня наших ребят, но вместе с этим и получится шаг назад в развитии чувства патриотизма и ценности слова "родина".
Машина экипажа 505 спортивной команды "КАМАЗ-мастер" на трассе 3-го этапа ралли-марафона "Дакар-2022"
— Вы сказали, что смотрели на ребят во время подиума на "Дакаре". Наверняка, говорили с ними потом, как они описывали свои чувства из-за отсутствия гимна?
— Мы команда России и выступаем за Россию. Мы победили, все вместе. А когда нет гимна и флага, кто победил-то? На душе пусто и сердцу больно. Это неприятно.
— Вы следили за последним "Дакаром"? Многие российские главы федераций сознательно не смотрят чемпионаты мира по своим видам спорта.
— Следил, конечно. В нашем виде спорта между многими спортсменами есть приятельские и дружеские отношения. Я переживал за них. Мы в течение гонки переписывались и общались по телефону. Все отношения сохранились, не только со гонщиками, но и с организаторами. Политики-то все наверху, понимаете, а мы по земле ходим. Мне было приятно видеть и ощущать, что зарубежные спортсмены сохранили к нам хорошее отношение, стало быть, они сохраняют такое же отношение к России, а не меняют его на то, что говорит западная пресса.
Америка унизила сама себя. В США отказались от чемпионата мира из-за России
— С какими чувствами вы наблюдали за "Дакаром"?
— Старался быть спокойным. Больно и тяжело смотреть на гонку, в которой участвовал всю жизнь: 15 лет в качестве пилота, а сейчас как руководитель. Главное — не впасть в нервное состояние, не начать переживать и не уйти в депрессию. Я говорю именно о спортсменах. Ну не поехали и что? Тренируйся! Ты же знаешь темп и возможности своего конкурента. Представь его виртуального и готовься. Победа после паузы будет еще ценнее, чем раньше.
Андрей Каргинов, Дмитрий Сотников, Эдуард Николаев и все остальные спортсмены не впали в депрессию?
— Лучше спросить их самих, конечно, но лично я, как руководитель команды, делаю все, чтобы ребята не потеряли спортивную форму и к команде не пропал интерес спонсоров. Сейчас, например, у нас пройдет интернациональная гонка по льду на грузовиках, где помимо наших ребят будут и звездные зарубежные участники.
Десятки трупов, перестрелки, удар из Ватикана: как "Дакар" стал кровавым
— Насколько сильно упала конкуренция на "Дакаре" с отсутствием "КАМАЗ-мастер"? У вас же есть определенная картина, которая помогает сделать анализ и сравнить прошлые показатели с новыми.
— Когда мы участвовали, четко фиксировали какое время и среднюю скорость показывают грузовики, именно победители спецучастков, и мы сравнивали их относительно зачета внедорожников. Сейчас подобным образом тоже можно провести анализ. Скорости, конечно, сейчас не те.
— Так насколько сильно упали результаты?
— Грузовики отвалились во вторую часть второй десятки относительно внедорожников. Это много.
— Возвращаясь к участникам "Дакара", они пишут какие-то слова поддержки, ждут вас?
— Ждут. Многие переживают все это с болью и сожалением. Не только участники в зачете грузовиков, но и спортсмены из других категорий. Без команды "КАМАЗ-мастер" на "Дакаре" пусто, мы старожилы этой гонки, выступаем с 1990 года.
— В чем глобальная проблема и причина вашего отстранения? "Дакар" же коммерческая гонка.
— Структура такая: есть Международная автомобильная федерация (FIA), на которую оказывается давление, мы все понимаем откуда. А уже FIA вынуждена это давление распространить на все виды автомобильного спорта в адрес именно российских спортсменов. Это касается и "Формулы-1", и картинга, и ралли-рейдов. "Дакар" действительно коммерческая гонка, но он подконтролен FIA, это первый этап чемпионата мира. FIA там находится всецело, их комиссары ведут спортивную часть рейда. Организаторы "Дакара" вынуждены следовать их требованиям в данном вопросе.
УЕФА заставил Украину платить за оскорбление России. Смелое решение
— Подавал ли "КАМАЗ-мастер" какие-то жалобы, иски в суды? Такая практика уже стала привычной для российских спортсменов и федераций.
— Мы задавали вопросы организаторам "Дакара", искали возможность для нашего участия. Они отвечали, что, к сожалению, не могут допустить нашу заводскую команду по двум причинам. Первая: "Вы не подпишите, мы знаем, Владимир, анкету FIA, в которой вы осуждаете СВО, кроме того, необходимо выступление под нейтральным флагом".
Если подписать анкету, стало быть, мы осуждаем руководство страны, я никогда этого не сделаю, никогда. А вторая причина — заводская команда "КАМАЗ-мастер" выступает на автомобилях марки "КАМАЗ", предприятия, находящегося в западных санкционных списках.
— Как к анкете и пункту об осуждении СВО отнеслись спортсмены?
— Все ребята расстроились, они, конечно, хотят участвовать. Они готовятся, живут этим. Я со своей стороны сделал все возможное: вел переговоры, задавал вопросы, получал ответы, задавал новые вопросы. К сожалению, политическая ситуация не имеет положительную динамику, не идет в сторону положительных переговорных процессов.
— Вы пытались как-то вывести этот пункт из анкеты или перефразировать его, чтобы это не разрушило репутацию?
— Я отдавал хорошим переводчикам в работу анкету. У любого слова может быть разная трактовка, но она в любом случае оставалась понятной и однозначной. Погрешностью перевода не получалось решить этот вопрос. Второе — лично я вел переговоры с организаторами "Дакара", чтобы найти совместное решение, но этого сделать не удалось. Там очень сильное давление стороны FIA, но, отмечу, что "Дакар" был готов к диалогу. Ради справедливости, FIA тоже стали заложниками политической ситуации.
МОК издевается над Европарламентом и защищает Россию. Зачем ему это надо
— В анонсе нового "Шелкового пути" вы сказали, что мы та страна, которая является самой богатой на ландшафты, и мы можем проводить гонки в любых условиях. Новая гонка стартует в Казани и финиширует в Москве, с учетом чего выбирался маршрут на 2023 год?
— Мы никогда не повторялись. Нам всегда интересно показать новые регионы, ландшафты, продемонстрировать жителям регионов технику, привезти спортсменов в другие города. В 2022 году мы вынуждены были сделать гонку в России, и мы ее показали в Чеченской Республике и Дагестане. Нам хотелось показать, что в Чечне мирная и прекрасная ситуация. В том году туда все приехали, увидели гостеприимство, развитую республику и прекрасные ландшафты.
— В Чечне и правда было красиво.
— Конечно. В 2022-м мы показали юго-западную часть нашей страны: Астрахань, Элиста, Чечня, Дагестан. Сейчас мы хотим показать юго-восточную часть: предгорье Урала, где мы будем два дня, Оренбургская область. Логика выбора на 2023 год была именно такой. Но тема старта и финиша даже не обсуждалась. Москва — сердце Родины, там финиш. Казань — спортивная столица, там будет старт.
— Общались с китайскими партнерами на тему возможного проведения "Шелкового пути" по территории Китая в 2023 году?
— В Китае была нестабильная обстановка с коронавирусом. Сами видите. Если бы что-то резко изменилось и пришлось бы изменять маршрут, или, не дай бог, отменять — такого очень не хочется. У меня в кабинете стоит глобус, до 2019 года можно было ткнуть на любое место, нарисовать маршрут и всё реализовать, никаких ограничений в этом не было (смеется). С 2020 года ситуация поменялась. Сейчас на стене в кабинете у меня висит карта России с ландшафтами и регионами, вынужден пока что выбирать маршруты на ней.
Омерзительная шестерка. Страны ЕС пытаются не пустить Россию на Олимпиаду
— Становится ли проще общение с иностранными командами?
— Они готовы приехать, мы с ними общались и общаемся. Всем интересно приехать в Россию, но они не могут! Они вынуждены отказать себе в визите. Это просто боязнь быть осужденными. Особенно они боятся, что их могут не пустить потом на соревнования под эгидой FIA, мол, они посетили Россию и попадут под санкции международной федерации. Выехать они выехали, а вот пустят ли их обратно — вопрос. Желание, повторюсь, у всех высокое.
— Есть аналогия: в футболе любая сборная перед товарищеским матчем со сборной России пишет письмо в ФИФА и спрашивает: не против ли они, чтобы матч был проведен. Может быть, что условная Iveco подаст заявление в FIA и будет ждать от них одобрения на участие?
— Может быть и такая схема. Мы сейчас общаемся с командами и спортсменами и будем им предлагать согласовать свой визит с FIA. Мы будем находить возможность, чтобы они приехали к нам.
— Есть ли среди них участники последнего “Дакара”?
— Да. Просто пока они не приняли решение и им не разрешили, не хочется называть их имена и ставить их в неудобное положение. Это было бы неправильно с моей стороны. Прошу меня понять.
Канада поставила России условие по возвращению в мировой спорт. Бредят?
Обсудить
Рекомендуем